shoehanger (shoehanger) wrote,
shoehanger
shoehanger

Categories:

Лодки и авианосцы

В продолжение первой части (дополнил) выложенного из книг Н. Полмара Вепрем.

Подводные лодки ВМС США после 1945 года

Лос-Анджелес и последователи.

Многие были озабочены в снижении скорости ПЛА от Трешера к Стёрдженам. Советы стали выводить собственные ПЛА. Американцы могли рассчитывать на обнаружение противника на дальних дистанциях, но в общем надо было всё равно подбежать на дистанцию выстрела. В 1968 г. с рассмотрением быстрых Лосей родилась аргументация, что заградительные лодки в режиме спринт/дрейф должны иметь преимущество в скорости 5 узлов. Заградительная ПЛА могла потерять контакт, но имела возможность его установить заново. Быстра ПЛА могла перехватывать противника даже будучи обнаруженной. Две лодки сближаясь имели возможность выйти на удачную для атаки позицию. Скорость могла быть решающим фактором.

Высокая скорость также была преимуществом для атак засечённых СОСУС (стационарная система дальнего обнаружения подводных лодок) целей на океанских просторах. В большинстве районов всё решала базовая патрульная авиация. Но, например, в Норвежском море, где у советов было превосходство в воздухе, необходимы ПЛА-перехватчики. Чем быстрее они будут, тем больше шансов на перехват. В мирное время тихая ПЛА ВМС сможет установить нахождение ПЛ советов не обнаружив себя. С другой стороны, самолёт, сбрасывающий гидробуи, вспугнёт цель. ПЛА должна будет пересечь большую часть Атлантики для встречи советов, и пара узлов скорости лишними не будут. Преимущество в скорости также спасёт лодку от преследования.

Самое главное, скорость даст возможность эскорта авианосных ударных групп. В конце 1962 г. - середине 1963 г. стало известно, по крайней мере в разведке ВМС, что лодки ВМФ СССР ценили скорость в разрезе атаки на АУГ. Советская тактика -- атака АУГ с носовых углов торпедами со специальными боевыми частями. Атакующему не нужна скорость авианосца, т.к. наведение осуществлялось растущей мощью разведки флота, а скорость необходима только, чтобы выйти на рубеж атаки.

Это означало новую угрозу. ДЭПЛ могли атаковать цели только с узких секторов. Чем быстрее цель, тем уже сектор и выше шансы уклониться. Быстроходные авианосцы считались неуязвимыми для лодок до такой степени, что их эскорт перестал нести функции ПЛО, а только ПВО. Предполагалось, что лодки спереди АУГ в общем обходимы. Риковер продвинул АЭУ для АВ за счёт того положения, что постоянная высокая скорость сделает АВ неуязвимыми для ДЭПЛ. Ясно, что с ПЛА это фокус не проходил.

Быстрая ПЛ с новым дальнобойным сонаром сможет расчистить район впереди АВ. Эскорт ПЛА сможет прослушивать в дрейфе или на малой скорости, затем ускоряться/переходить в спринт чтобы поспевать за АУГ. Для НК функции эскорта означали скорость за 30 узлов. Несмотря на то, что многие источники неофицально наделяли ПЛА этими скоростями, это всё же редкость: Скипджеки, самые быстрые на флоте, только приближались к 30 узлам.

Идея не нова. Летом 1955 г. характеристики новых Скипджеков предполагали эскорт или сопровождение конвоев в качестве одной из многих миссий. Несколько лет спустя британцы разработали ГАК и систему управления огнём своей первой ПЛА Дредноут специально для работы с НК, что в ВМС США было хорошо известно. В 1962 г. они экспериментировали с различными формами прямого взаимодействия ПЛ - НК.

Как было предсказано в 1966 г., эскортные ПЛА действуют в 10 - 30 милях впереди основных сил, сразу за дальностью действия ГАС НК, таким образом самостоятельно атакуя вражеские ПЛ или направляя АУГ. Есть возможность, замены ПЛ одного или нескольких кораблей эскорта АВ, выступление первой в роли отвлекающего. Эксперименты 1968 г. показали, что потребуется превышение в скорости на 7 узлов для отражения атаки вражеской ПЛ.

Сложностью стало обеспечить связь между ПЛ и НК, между ПЛ и авиацией. Например, многие командиры ПЛ проницательно воспринимали ситуацию, когда авиаторы-противолодочники примут их за цель, сначала атакуют, а потом будут разбираться с госпринадлежностью. В начале 1960-х гг. казалось, что программа скрытной защищённой подводной связи решит эту проблему. Также НК стали оснащаться новыми БИУС, NTDS (морская тактическая система), которые отображали текущую обстановку в воздухе, на поверхности и под водой, на базе системы связи Link 11. ПЛ эскорта со своей NTDS и односторонней Link 11 могли лучше вписываться в ситуацию и избежать атак со стороны своих сил. Британцам удалось лучше, проблема упростилась за счёт применения на Дредноутах двусторонней связи в пределах действия ГАС фрегатов. Но в ВМС США предполагалось использование более широкого построения тактических сил флота.

Несмотря на свои опасения, подводники были жизненно заинтересованы в прямой поддержке до 1967 г. В этом году были проведены первые специальные учения, где ПЛ выступала в новой роли не заградительной ПЛ, более того эта роль вызывала политическую поддержку авиаторов. Так как эскорт был необходим в дополнение к любым заградительным ПЛ, принятие новой роли означало выделение до 30 ПЛ (по 2 на АВ) для согласованного уровня сил. Подводники знали, что им придётся делать больше, чем выступать в роли сил заграждения в военное время, концепция направленного эскорта позволяла им обойти узкий анализ ГШ.

В общем, не очень понятно как интерес к скоростной ПЛА возник в ВМС. Проект, ставший впоследствии ЛА, был предложен в 1963 г. к этому времени уже были оценки скорости Стёрджена. Часто указывалось на две рациональные причины: необходимость восполнить провал в скорости на Скипджеках и необходимость защиты АУГ от советских ПЛА.
Весной 1963 г. командование ВМС проиграло тяжелый спарринг с МО Макнамарой за АЭУ будущего АВ, CVA 63, названным впоследствии Дж. Ф. Кеннеди. Одним из проигрышных аргументов было, что атомный АВ будет неуязвим для атак из под воды. Представлялось, что АВ с обычной ЭУ действительно будет уязвим для лодок противника.
В ноября 1963 г. адм. Риковер предложил решение проблемы скоростной ПЛА. У него уже был реактор D1G/D2G (D – эсминец, 2 – второе поколение, G – фирма-производитель Дженерал Электрик), реактор для эсминца вдвое больший по мощности, чем S5W (лодочный пятого поколения Вестингауз). Новый реактор можно было доработать под лодочные требования и поженить с лодкой в диаметре прочного корпуса и общекорабельными системами Стёрдженов. Почином Риковера новый реактор попал в ГОЗ 67 г. В следующем апреле он разместил заказ Электрик боут на предварительные исследования высокоскоростной ПЛА. В июле – представил результаты работы контр-адмиралу Вилкинсону, тогда директору исследовательского подразделения по тематике подводных лодок в ВМС. Вилкинсон командовал ПЛА Наутилус в драматических учениях 1956 г. и наверняка ценил высокие скоростные качества лодок В сентябре 1964 г., НШ ГК ВМС заказал НИИ ВМС исследование возможностей скоростный ПЛА. В октябре того же года на Электрик боут разместили заказ на проект подходящего машинного отделения лодки, которое должно было быть готовым до начало проектирования лодки в целом. Ответственность за проект возложили на Ньюпорт Ньюз в 1965 г.
Tags: роль подводных сил ВМС после ВМВ
Subscribe

  • Еще раз про морские и океанскую зоны

    Ближняя морская зона включает обычно прибрежные моря, в которых расположены системы базирования сил флота. В БМЗ СССР входили Балтийское,…

  • Возврат к граблям

    Представляет интерес рационализация маршрута возврата к граблям — многократного прохождения одной и той же точки бифуркации в развитии сил и средств…

  • В части планирования

    Deadushka Mitrich Вы очень хорошего мнения о наших заказчиках. 20380 предполагался единым кораблём БМЗ. Изначально скорость постройки и ряд…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments